Стать лектором
Команда
Редакторская политика

Почему высшее образование нужно не всем?

Одним высшее образование до сих пор нужно, а другим уже точно лучше не тратить время. В статье разберем: в каких отраслях высшее образование утратило свою эффективность и чем это продиктовано.
С самого детства чуть ли не каждый в России сталкивается с надеждой родителей на то, что их чадо поступит в вуз. И это вполне резонно, ведь высшее образование в нашей стране существует совсем недолго. Да и в целом все ступени образования для каждого слоя общества — относительно недавнее приобретение стран СНГ: речь именно о глубоком и многогранном изучении не первостепенных дисциплин типа базовой математики и грамматики, а об освоении литературы, физики, химии, биологии и т. п. На заре своего развития это было привилегированной опцией для ограниченного круга лиц.

Высшее образование стало доступным массам, но вообще ни капли не избавилось от золотого ореола, символизирующего принадлежность к высокому сословию. Оно — стабильность, оно же — успех, оно — путь в счастливую жизнь. Да, может, раньше вузы и были эффективным инструментом, позволяющим улучшить качество жизни, но так ли это в XXI веке?

Устарелый подход

В эпоху интернета институт высшего образования буквально изживает себя. После резкого всплеска появления частных негосударственных учреждений высшего образования по всей России начался спад в качественном плане.

Тут дело и в особенностях самого образования: преподаватели не в силах обучать студентов из-за бюрократии, лежащей на них тяжким грузом, хромает и организация учебного процесса — система давно устарела, а на Запад из принципа смотреть не хотят. Подводят и учебные планы, заполненные непонятно чем: студенты жалуются на явно неактуальные дисциплины, которые могут идти целый год! И сам материал занятий, мягко говоря, «с душком»: мир идет вперед, и ценится тенденция к постоянным изменениям, а студенты на обучение новым технологиям и методикам в стенах вуза могут даже не рассчитывать — всё за свой счет уже после выпуска. Кампус учебных заведений зачастую тоже не располагает к самосовершенствованию: нет ни зон отдыха, ни нормальных столовых.

Причастен к спаду и тот факт, что по ряду профессий совсем не нужно просиживать 4−5 лет в аудиториях, чтобы выйти на стабильный заработок и возможности роста. Например: дизайну некоторых отраслях обучают даже за месяц (дизайн сайтов, презентаций), на более серьезных направлениях могут быть полугодовые-годовые курсы (дизайн интерьера, мебели). Найти можно всё. Люди, выпустившиеся с этих направлений в вузе, успевают только злиться: «Да невозможно эти знания получить за месяц (год)! Я целых 4 года всё осваивал (а)!» Нет, вполне можно, люди же выходят после обучения на высокие зарплаты и постоянную клиентскую базу. Наличие диплома больше не показатель в таких специальностях — нужно портфолио.

Не лучше обстоят дела и с выпускниками благородных, жизненно важных профессий, таких как учителя, врачи, инженеры, химики, биологи и другие. Потому что, заканчивая университет, многие сталкиваются с проблемой ненужности, малой заработной платы или адских условий на работе, где ты продаешь свою молодость и здоровье за карьеру, которая не всегда принесет удовольствие и радость в жизни.

Что делать...

Не торопитесь с выбором своего будущего, подумайте год-другой. Попробуйте поработать, попутешествовать, открыть свое дело, найти интересное хобби. Выпускникам не стоит расстраиваться, если ожидания не оправдались, вышка — не показатель успеха. У вас вся жизнь впереди, никогда не поздно пробовать новое, творить, созидать. Нет ничего плохого в том, чтобы просто плыть по течению этого странного, но увлекательного мира.
Хотите помочь Сигнум развиваться? Это легко сделать, вы можете отправить нам донат. Ваша помощь помогает нам становиться лучше, интереснее и просто существовать. Сделать это можно здесь
Made on
Tilda