Стать лектором
Команда
Редакторская политика

Что не так с научпопом? Отвечают волонтёры лектория Сигнум

Цель Сигнум — популяризировать науку, но не так, как это делают большинство площадок, пабликов и каналов. Мы сформировали новый подход и продолжаем менять научное поле в интернете — и делаем это только благодаря работе волонтёров, которые разделяют нашу позицию. Рассказываем их истории: почему они против научпопа и как помогают Сигнум.
Лекторий Сигнум задумывался как масштабный проект, который дает людям доступ к сферам гуманитарного знания в разных формах: лекции, курсы, дискуссии и обсуждения. На площадке Сигнум выступают лекторы не только из России, но и со всего мира. Наша цель — популяризация науки, но не в стиле «научпоп» — мы практикуем более осознанный, серьёзный и комплексный подход.

Но какова лаборатория лектория? Кто отвечает за исправную работу Сигнум? За этим стоит команда волонтеров, которые занимаются организацией лекций и обсуждений в очном и онлайн-форматах, пишут, редактируют и корректируют тексты, налаживают коммуникацию внутри проекта, создают дизайн и афиши и многое другое. Я побеседовала с несколькими волонтёрами, спросила, как они узнали о Сигнум, что думают о научпопе и какие новые навыки и знания получили за время волонтерства, и теперь готова рассказать их и свою истории.

«Чтобы похвастаться»:

Евгений Ненадыщук о профанации знания

Я узнал о Сигнум благодаря его паблику в «ВК» и подписался на новости в начале ноября 2020 года. Присоединился к проекту в конце июня 2021-го. Я хотел попрактиковаться как редактор, расширить свое портфолио и завести полезные знакомства в сфере гуманитарного знания.

Я поддерживаю политику Сигнум касательно популяризации науки (формат подачи, выступления, коммуникация с лекторами и слушателями). Хотел бы сказать пару слов насчёт так называемого научпопа, от которого Сигнум далёк, и именно это меня изначально зацепило.

Во-первых, для подлинного знакомства с любой сферой знания необходимо сформировать целостную картину, видение ситуации в определённом предмете или науке, что само по себе нелёгкая задача. Фрагментарное изложение или накопление информации только будет мешать усвоению знаний на должном уровне. К сожалению, научпоп цельное видение не даёт. Во-вторых, перед научпопом часто встает проблема — передать знания специалистов в какой-либо области на языке обывателя, что оборачивается либо недопониманием со стороны слушателей, либо профанацией знания, когда эксперты сами не узнают в переложении то, что они имели в виду. В-третьих, научпоп часто создаёт условия для поверхностного освоения знаний (феномен «сцайентерства»), когда знания нужны лишь для того, чтобы выделиться, похвастаться, не требуя глубоких размышлений о том, как это знание может изменить меня и моё отношение к миру. Наконец, популяризаторы иногда осмеливаются говорить от лица той науки, которую они представляют и, создавая изолированное сообщество, становятся не способны слышать критику и даже начинают измерять другие дисциплины с позиции якобы своей «настоящей» науки (сциентизм и научный империализм).
Все эти проблемы лучше всего осветил Виктор Вахштайн в лекции: «Популяризация науки: от просвещения к мракобесию». Надо сказать, что с такими сложностями может столкнуться любой просветительский проект. Хочется верить, что Сигнум сможет обойти все подводные камни на нелегком пути популяризации научного знания и пока неплохо с этим справляется.

За время волонтерства в Сигнум я научился редактировать научно-популярные тексты и, надеюсь, добился в этом успехов. Занимался транскрибированием речи лектора в текст, потом его корректировал и уточнял научную терминологию, в спорных местах делал примечания в роли научного редактора. Такой опыт был крайне полезен для меня, поскольку позволил повторить и узнать новые сведения по предмету, с которым пришлось иметь дело, что может пригодиться в научной деятельности в будущем.

«Из пустого в порожнее»: Дарина Чинёнова о нектаре науки и воде научпопа

О лектории я узнала, листая ленту паблика со схожей тематикой в «ВК». Подружиться с содержанием лектория удалось не сразу, потому что темы вроде интересные, а стиль изложения… тяжеловат. Потом увидела пост о волонтёрах. Поняла, что хочу и могу попробовать.

Я полностью разделяю политику и цели Сигнум в популяризации науки. Честно говоря, моя первая встреча с научпопом сразу оказалась неудачной. Я начала знакомство с этим «жанром» с книги сестёр Нагоски «Выгорание» и поняла, что это переливание из пустого в порожнее, но реклама из любой воды сделает нектар. Я считаю, что политика лектория классная, хотя бы потому, что приучает людей к необходимости аргументировать свои высказывания. У знаний, которые предоставляют лекторы, есть фундамент, а не «бла-бла-бла». По-хорошему, и я могу написать нечто в жанре научпоп, но зачем, если понятным языком можно рассказать и издать научное знание.

Для меня лекторий стал началом редакторской деятельности. Я стала смотреть на текст иначе. Не как на нечто оригинальное и авторское в отношении стиля, а как на текст, который будут читать все. А значит, стиль должен быть для всех. А значит, витийство убираем в сторону. Также я стала ответственнее относиться ко времени.

«Научпопа и так хватает»: Михаил Беляев о «еретических методах»

О лектории я узнал случайно. По-моему, через сторонний паблик «ВК». Подписался, не подразумевая ничего особого, а потом увидел пост с поиском волонтеров.

Сигнум четко отделяет себя от того, что принято называть «научпоп». Я считаю, что научпопа у нас и так хватает. К тому же ему нужен методологический ориентир, чтобы в «ересь» не уходить.

Я стараюсь тянуться за своим проектом и с особым интересом смотрю лекции, связанные с философией права и хозяйственно-экономических отношений.

«Философия не терпит поверхностности»: Евгения Липич о градусах уважения

Я изучала философию в университете и после окончания учёбы продолжила интересоваться этой наукой. Поэтому изначально проект Сигнум, который занимается гуманитарными и преимущественно философскими исследованиями и развитием академической среды вне стен университетов, был мне интересен, и я подписалась «ВКонтакте» на аккаунт проекта. Потом увидела, что они ищут ребят в свою команду — прошла собеседование с руководителем, и так стала частью Сигнум.

Я разделяю политику и цели Сигнум в распространении знания. Конечно, философия не так-то просто поддается популяризации. Вообще, массовой она, пожалуй, никогда стать не сможет: требует серьёзных умственных «вложений» и много свободного времени, не терпит поверхностности. Когда Гегеля попросили изложить свою философию по-французски и попроще, он ответил, что его труды не могут быть изложены ни по-французски, ни попроще. Так что градус уважения к философии и другим гуманитарным наукам должен быть высоким. Однако я вижу задачу Сигнум в том, чтобы прежде всего стать платформой для объединения единомышленников и тех, кто хотел бы разобраться, а не упростить и проглотить знания, как бургер.

В Сигнум мне доверили руководить проектом (подготовка к изданию книги д. филос. наук Дианы Гаспарян «Рождение и смерть субъекта» — по курсу лекций, прочитанных в рамках Сигнум), что дало мне бесценный опыт планирования, управления, коммуникации. У меня была небольшая команда, но даже в этом случае возникали проблемы, и приходилось искать пути решения. Это помогло мне развить некоторые личные качества и, может, даже укрепиться в своих амбициях. А когда мы увидим материальный результат работы — это станет еще и возможностью серьезно усилить свое резюме, да и просто гордиться тем, что мы внесли вклад в распространение знания. Конечно, бесценно и то, что в Сигнум можно познакомиться с очень горящими и интересными людьми, студентами, преподавателями, кандидатами и докторами наук. Увидеть — что гуманитарные дисциплины живут и здесь много всего происходит. Так что я очень рада, что стала частью Сигнум.

«Совсем не про науку»: Евгения Хавронина о соблюдении баланса

Точно не помню, когда я узнала про Сигнум, но в какой-то момент он оказался у меня в подписках как нечто само собой разумеющееся. Кажется, я увидела репост одного из мероприятий. Я не записывалась на мероприятия, но периодически смотрела записи того, что мне было интересно: про античную и современную философию.

Увидеть грань между научпопом и самой наукой бывает очень трудно. Прозвучит как тавтология, но либо проект не получит достаточной популярности, либо он будет уже не совсем про науку. Я считаю, что Сигнум на этой грани успешно балансирует. Но поскольку мы приглашаем каждого лектора рассказывать про то, что интересно конкретно ему и в чём он сам является специалистом, картина Сигнум как целого может не сложиться: лекции выглядят достаточно разрозненно. У этого есть как плюсы, так и минусы. Из плюсов можно отметить то, что каждый может найти здесь лекцию по интересующей его теме.

Моя обязанность как волонтера — SMM. Я занимаюсь SMM в Сигнум чуть больше трех месяцев. Для меня это новая область, с которой я раньше не сталкивалась. Помимо простого менеджмента в социальных сетях, иногда нужно сделать какой-то простенький дизайн или редактуру, написать небольшой текст для поста. Самым ценным из этих навыков для меня стало умение смотреть на текст как на что-то, что будут читать другие люди. Автор должен держать в голове образ предполагаемого читателя. В любом высказывании должен быть смысл, за который человек, случайно встретивший его, сможет ухватиться с первых строк, а дочитав, понять мысль, которую текст сообщает. Тогда читатель не будет ничего додумывать за автора. Здесь также необходимо брать на себя ответственность за то, что публикуется. Несколько человек до тебя могут не заметить ошибку в тексте или дизайне, но публикуя это, ответственным становишься ты. Если в тексте кажется что-то непонятным, на это не нужно закрывать в глаза. Нужно постараться это увидеть и исправить.

«Научпоп дает лишь иллюзию знания»: Тимур Хайруллин о философском фастфуде

О Сигнум я узнал из рекомендаций VK. Мне кажется, что в нашей новой реальности очень много лишнего знания, гуляющего по головам невежд. Будучи вырванным из контекста, оно формирует у людей ложные представления. Сложные концепции нельзя объяснить в 20-минутном видео, даже базовое освоение какого-то предмета требует чтения не только первоисточника, но и знакомства с его различными интерпретациями, предшественниками и критиками. Задача качественного гуманитарного образования состоит в том, чтобы научить человека трезво воспринимать мир, а научпоп, к сожалению, зачастую даёт лишь иллюзию знания, упаковывая сложные концепции в обёртку философского фастфуда. Им можно ненадолго утолить голод, но чтобы быть сытым в дальнейшем, нужно научиться не только потреблять готовые концепции, но и уметь добывать новые. Поэтому курсы Сигнум больше подходят для академически подготовленной аудитории либо голодных до качественных знаний энтузиастов.

Во время волонтёрства в Сигнум я не столько что-то получил, сколько направил в нужное русло, чему и рад. Но надеюсь, что помог хорошей миссии.
Хотите помочь Сигнум развиваться? Это легко сделать, вы можете отправить нам донат. Ваша помощь помогает нам становиться лучше, интереснее и просто существовать. Сделать это можно здесь
Made on
Tilda