Стать лектором
Команда
Редакторская политика

«Решает только упорство, наглость и желание»: интервью с дизайнером Дмитрием Юрченко

О вдохновении, конкурентах, искусстве, творческом воровстве, выгорании, производственном аде и лучших российских дизайнерах поговорили с графическим дизайнером Дмитрием Юрченко, который сделал редизайн логотипа Сигнум.
Дмитрий Юрченко работает в сфере графического дизайна с 2016 года. Всему учился сам, с нуля, не имея никаких знаний о софте и в целом об этом роде деятельности. Начинал с самого малого: делал оформления для соцсетей, отрисовывал музыкальные обложки для музыкантов-любителей. С 2020-го ушел на фриланс, за это время создал около десятка фирменных стилей и множество логотипов для разных сфер.

Автор Сигнум Алёна Мерте побеседовала с Дмитрием и узнала, что он думает о современном искусстве, чем вдохновляется, как делал ребрендинг логотипа Сигнум, что в графическом дизайне важнее всего, как выделяться среди конкурентов и о многом другом.
— Вы увлекаетесь дизайном или относитесь к нему именно как к профессии?

— Вообще, дизайн (в моем случае графический в первую очередь) — главный заработок. Но тут сложно сказать, является это увлечением или профессией. Мне нравится то, что делаю, нравится развиваться в сфере дизайна и изучать что-то новое. По возможности стараюсь брать не очень сложные, не совсем по моему профилю заказы, но при этом те, которые могли бы позволить творчески проявить себя.

— Как долго вы находитесь в дизайнерской среде?

— Начал путь дизайнера в 2016 году, когда друг предложил работу. Я тогда только закончил учебу, а по специальности работать вообще не хотел. Плюс хотел связать свою деятельность с рисованием (хоть рисую из рук вон плохо). В итоге делал баннеры, логотипы для его проекта, музыкальные обложки рисовал, кстати. Конечно, чистой воды рисование и дизайн отличаются довольно сильно, но тем не менее о выборе я не жалею. В плане профессионализма продвигался достаточно медленно, так как изучал всё сам и задания были, по сути, однообразны, но это дало хороший толчок к освоению основного софта и главных принципов дизайна, а также дисциплине и тому, что самому учиться нужно всегда и постоянно.

— Требуется ли вам вдохновение для работы? Если да, то откуда вы его черпаете?

— Лично для меня — нет. Вообще, если честно, не понимаю до конца саму концепцию вдохновения. Да и надеяться на какое-то «озарение» — не гарантия того, что продукт получится качественным. Он может хорошо выглядеть и быть стильным и даже на каком-нибудь Бехансе [Bēhance — популярная среди дизайнеров и иллюстраторов всего мира социальная медиаплатформа] вы, возможно, с «вдохновительным» кейсом наберете много лайков от других дизайнеров, но тут важно понимать, что дизайнер не художник. Дизайнер в первую очередь решает бизнес-задачи, а не рисует красивые картинки. Вместо вдохновения лучше прокачивать насмотренность и воспринимать такой душевный подъем как бонус, не более.
— Как начинающему дизайнеру не затеряться среди конкурентов и найти первых клиентов?

— Честно, это крайне сложный вопрос, так как сферы дизайна могут быть разными. Но я возьму самый распространенный и классический — графический дизайн. Не затеряться среди конкурентов на первых порах не получится, здесь решает только упорство, наглость и желание. Учитесь у других дизайнеров, «воруйте» идеи, но так, чтобы это был не плагиат, а что-то новое.

— Как дизайнеру бороться с выгоранием?

— Высыпаться, питаться здоровой пищей, постоянно отвлекаться от сидячей работы и научиться уважать свой труд.

— Как вы считаете, есть ли смысл для начинающего дизайнера опираться на чужой опыт? Стоит ли поступать на факультет дизайна?

— Касаемо чужого опыта: разумеется! Вся человеческая деятельность строится на чужом опыте и на том, что люди перенимают друг у друга идеи и улучшают, модифицируют эти идеи, создавая что-то новое. Так же и в дизайне. «Воруйте», грамотно совмещая идеи, берите техники, пользуйтесь принципами, которые уже работают, и улучшайте их.

Касаемо факультета дизайна: не знаю. Я самоучка, и чему учат в университетах на этих факультетах — без понятия. Но могу сказать следующее: если вы хотите работать в сфере дизайна и поступили именно на дизайнерский факультет, то используйте окружение из данной сферы. Нарабатывайте связи, ходите на выставки, участвуйте в профильных студенческих движухах. Теорию и практику можете изучить сами, а вот атмосфера единомышленников и общая профессиональная сфера поможет устроиться на работу и выгодно выделяться на фоне конкурентов.
— Если бы вы больше не могли заниматься дизайном, то чему уделили бы освободившееся время?

— В зависимости от того, в каком случае я им не смогу заниматься. Можно предположить несколько вариантов развития событий:

  • Я лишусь рук или ослепну (не дай бог!). Тогда я чисто физически не смогу выполнять ту работу, которую выполняю сейчас. В данном случае я не знаю, что буду делать. Честно. Даже думать страшно.

  • У меня отберут инструмент моей работы — ПК и интернет. Скажем, электричество во всем мире пропало. Не знаю почему и как, но вдруг — ба-бах! — и всё. В таком случае было бы круто заняться столярным делом. С деревом я работаю из рук вон плохо, но табуретки какие-нибудь делать научусь достаточно быстро, думаю. Да и запах свежей древесины очень люблю.

— Самая сложная вещь в работе дизайнера?

— Если проект скатился в производственный ад. Добить работу надо, а сил уже нет. Лучше такого не допускать, но это бывает. У всех без исключений. Причины могут быть абсолютно разными, но, по моему опыту, причина обычно в том, что дизайнер не до конца «разболтал» клиента и/или клиент не знает о своей сфере абсолютно ничего.

— Что делать, если заказчику не нравится готовый продукт?

— Зависит от бюджетов, потраченного времени, клиента и самого дизайнера, разумеется.

Чтобы такого избежать, лучше всего показывать не сразу финальную работу, а представлять проект по ступеням с объяснением что, как и почему, так заказчику будет банально проще сориентироваться в том, что вы делаете, и контролировать работу, а также избежать недопонимания. Вообще, если такое случается, хотя изначально всё было согласовано, то тут обычно виной «третьи лица», которые что-то посоветовали, отговорили. Здесь должен помочь грамотно расписанный договор, который вам добавит стимула выполнить работу качественно и в срок, и клиент не будет «расплываться» в своих мыслях и сомнениях.
— Расскажите о своей худшей работе как дизайнера.

— На моей практике самая худшая работа была связана с тем, что заказчик ничего толком не мог рассказать о своем бизнесе. Графический дизайн (как и любой дизайн) — это коммерция в первую очередь. И тут важно сделать не просто красиво, а удобно и красиво, учитывая специфику бизнеса, конкурентов, ЦА [целевая аудитория]. Идеально, если заказчик знает о своей сфере много и знает о том, для кого и что конкретно он продает.

Клиент в этом плане не знал ничего. Бриф заполнять не захотел по каким-то своим личным причинам, ЦА и сферу деятельности назвал крайне расплывчато. Единственные зацепки, которые у меня были, это то, чем занимался проект до ребрендинга, и то, что сфера деятельности расширяется. В итоге пришлось работать, как говорится, пальцем в небо, опираясь на потенциально похожие проекты. Я показывал концепты и наброски, но толковой обратной связи не было (тут достаточно «нравится/не нравится», а дальше можно разобраться). По итогу работы проект скатился в производственный ад, но за работу заплатили :)

— Самое приятное в работе дизайнера?

— Самое лучше в работе дизайнера — понимать, для кого и для чего делаешь эту работу. Понимать, что она не просто красивая, а выполняет свои коммерческие функции, выделяется среди конкурентов.

— Лучшие российские дизайнеры на данный момент?

— Сложно оперировать понятиями лучший/худший. Поэтому выделю тех, на кого ориентируюсь, и при этом разделю на разные сферы. Тут, если что, чисто личный опыт и вкусовщина.

1) UX/UI дизайн
  • НоуНейм из UXLive. Человек, который прошел путь сам от графического дизайна до UX-аналитики (вроде бы сейчас этим и занимается). Читая его блог (сначала в «ВК», потом в Telegram) не только о дизайне, но и об UX вообще, пришел к выводу, что сделать удобнее и более user friendly [англ. удобно для пользователя] можно что угодно. А это невероятная почва для творческой деятельности. Ну и тексты он очень смешно пишет.
  • АндрейLov. Очень приятно и понятно разжевывает аспекты дизайна. В последнее время рассказывает о дизайне сайтов в сфере e-commerce.

2) Векторная и 3D-иллюстрация
  • MadRabbit. Очень классные, яркие коммерческие иллюстрации с точным технологическим подходом. Честно, тут больше дизайна, чем самой «свободной» иллюстрации. В последнее время работает в Blender, и получается у него прям совсем жирно.
  • TIM4DX. Тоже классные стильные иллюстрации.

3) Графический дизайн/брендинг
  • ЛогоМашина. Да, это агентство, но крупные проекты далеко не всегда можно сделать в «одно лицо». Там работает команда, и получается очень сочная, яркая и коммерчески правильная, на мой взгляд, айдентика.
  • logoizboga. Делает стильные, минималистичные логотипы и очень классную анимацию.
  • WiktorAres. Делает крутой леттеринг и очень классные логотипы.
Это то, что сразу вспомнил.
— Что для вас искусство?

— Для меня искусство — это любой вид творческой и/или ремесленной деятельности, отточенный до максимума, идеала, мастерства в контексте определенного времени, технологических возможностей и субъективных эмоций. Сюда подходит не только музыка, картины, литература, но и отточенное до мастерства движение мастера спорта по какому-либо единоборству, механизм/машина, которая в рамках своих физических ограничений будет идеальна.

— Почему многие сейчас относятся к современному искусству с пренебрежением? Каково ваше мнение о нем?

— Скажу так, я сам в искусстве разбираюсь слабо. Тут нужно, как говорится, шарить. Мне, например, абсолютно непонятен акционизм, тем более современный. И тут причина, как мне кажется, в следующем: если в 60−70-е годы это выглядело как что-то шокирующее, поражающее и новое, то сейчас, пройдя определенный отрезок времени, любой современный акционист больше похож на хулигана, нежели на художника, так как, по сути, он повторяет то же самое, что было за полвека до него. Да и, в принципе, искусство должно вызывать эмоции. Но как в примере с акционизмом: хотите вызвать шок и неприятие, то сделайте это тоньше и интересней.

— Как вы отбираете проекты, за которые беретесь?

— В данный момент стараюсь брать просто разнообразные проекты, чтобы не зацикливаться на одной сфере. Исхожу из бюджетов, времени на работу и личного времени. Если клиент знает, что хочет, а я вижу, что могу улучшить/разработать классный продукт, то я с большей долей вероятности предложу свои услуги.
— Вы занимались редизайном Сигнум, разрабатывали его логотип. Почему вы решились на это сотрудничество и насколько остались довольны работой?

— Я хотел сделать что-то для образовательного проекта. Работой остался доволен, логотип сделал простым, легко повторяющимся и, считаю, запоминающимся.

— Почему вы решили, что Сигнум действительно нуждался в редизайне?

— Честно, я не помню, как выглядел старый логотип, но помню, что он уже был хорош. Тут было несколько причин редизайна:

  1. Со стороны Сигнум: желание сделать логотип более консервативным, строгим и классическим.
  2. С моей стороны: логотип отталкивался от других академических лекториев и образовательных проектов типа Арзамаса.

В данном случае моя цель была выделить Сигнум из других проектов. Поэтому решил сделать что-то более графическое и ассоциативное с названием Сигнум с возможностью простого воспроизведения и, соответственно, легкой запоминаемостью. Изначально была мысль совместить букву «С» с образом греческого амфитеатра, но с колонной получилось проще и, как мне кажется, лучше.

— Занимаясь редизайном Сигнум, вы легко пришли к окончательному варианту или же было сложно выбрать что-то определенное из нескольких идей? Если были другие варианты готового продукта, расскажите о них.

— Идея пришла фактически сразу, так как в Сигнум знали, что хотят в плане настроения и подхода, а мне очень уж хотелось сделать что-то академическое и серьезное, но при этом минималистичное. Выбрать было, как помню, не очень трудно, так что из подготовленных концептов выбрали то, что больше всего подходит к философии Сигнум и при этом вносит новизну в проект.

— Какой совет можете дать начинающим дизайнерам?

— Просто скажу, что уяснил из своего опыта:

  • Забудьте про принцип «я художник, я так вижу». Дизайн — это про коммерцию и зарабатывание денег в первую очередь. Делайте так, чтобы было удобно и нравилось конечному потребителю.
  • Изучайте новое, следите за развитием технологий или оттачивайте один скилл.
  • Терпение и настырность. Рынок в сфере дизайна слишком сильно наполнен начинающими специалистами. Ищите любую возможность стать лучше: стажировка в студиях, курсы, книги.
Хотите помочь Сигнум развиваться? Это легко сделать, вы можете отправить нам донат. Ваша помощь помогает нам становиться лучше, интереснее и просто существовать. Сделать это можно здесь
Made on
Tilda